Быть воином – настоящее искусство. На Руси обучение этому непростому делу превращалось в закаливание юношей, что должны были окрепнуть как физически, так и духовно.
В Древней Руси каждый мальчик по достижении 2 лет проходил испытание. Его сажали на коня, и если через несколько дней он неплохо держался верхом, наставники делали вывод: будет славным воином. Пожалуй, это было самым почётным делом. Но как же проходило обучение подростков? С какими испытаниями предстояло столкнуться будущим защитникам Руси? Древнерусские воины нередко становились героями преданий и былин, где прославлялись их доблесть и мастерство. Не только соотечественники, но и противник, с которым сражались дружинники, отмечали, насколько мужественными были русские бойцы, насколько высока была их вера в победу, что нередко венчала исход сражений. Однако всякие навыки требуют определённого развития, а великими воинами герои Древней Руси не рождались. Воспитание будущего воина для наших предков было не простым делом, а настоящим искусством, где не только тело, но и дух достигал совершенства.
Не секрет, что на Руси каждый мужчина считался воином и защитником родного края перед лицом опасности. Но хочу заметить, что это вовсе не означало долгую службу в рядах дружины. В мирное время государству необходимы были ремесленники, крестьяне, путешественники. Несмотря на различия в роде деятельности, каждый древнерусский мальчик уже с детства осознавал, что при необходимости именно ему нужно будет закрыть собой семью и Родину. Как видите, в этом уже были заложены духовные аспекты воспитания воинов.
Конечно, были и те, кто посвящал свою жизнь воинскому искусству и службе родному государству. На протяжении долгих лет воины оттачивали своё мастерство, стремясь стать истинными богатырями, от одного имени которых враги начинали дрожать. Часто на Руси возникали целые воинские династии, ведь воины пользовались всеобщим уважением и даже освобождались от полевых работ. Первый этап становления мальчика как будущего воина приходился на 2-3 года. Да, именно в таком нежном возрасте малыша сажали на коня, а верховую езду он в совершенстве осваивал к своему пятилетию. Неужели каждому ребёнку было это по силам?
Наверное, это непривычно для нашего времени, но на Руси такая практика была обычным делом, как, например, обучение ребёнка говорить или ходить. Физические показатели наших предков были значительно выше наших, они не знали вредных привычек, а медицина древности была бессильна в спасении слабых детей, которые часто умирали ещё в младенчестве. Большую роль играло и мужское воспитание. Нет, я имею в виду не отцовскую заботу, а специально приглашённых «дядек», которые часто являлись старыми воинами, превосходно освоившие своё искусство. Именно они закладывали основы мировосприятия в своих воспитанниках, укрепляя их и физически, и духовно.
За время отрочества будущему воину предстояло научиться справляться со своими эмоциями, уметь обращаться с разным оружием. Наставники нередко устраивали проверки или испытания подросткам, однако, настоящим посвящением в воина являлось поистине кошмарное задание.
В лесных районах Руси был известен древний обычай. Когда юноша достигал успехов в своём мастерстве, он должен был закрепить учебные победы своим первым сражением. Молодой воин отправлялся в лес, откуда должен был принести шкуру медведя, убитого им. Огромный зверь с клыками и устрашающими когтями не должен был испугать будущего защитника своей земли, ведь орды захватчиков ещё страшнее, чем лесной зверь.
Если юноше удавалось одолеть медведя, в знак своей победы он вешал на шею «бусы» из его когтей. Древние славяне верили, что в минуту своей победы человек берёт от медведя силу и мужество, становится «оборотнем», а значит, будет неуязвим для вражески стрел и копий.
Кстати, в «Слове о полку Игореве» подобная характеристика даётся полоцкому князю Всеславу Брячиславичу, которого считали не только прекрасным воином, но и чародеем. Были ли специальные военные школы в то время? Нет, подобных заведений на Руси не было, однако это не мешало воспитывать настоящих богатырей. В чём же секрет?
На мой взгляд, успех обучения молодёжи крылся в индивидуальном подходе мастера к каждому из своих учеников. Русь почти всё время вела противостояние с захватчиками, а значит, юноши могли в любой момент испробовать себя в настоящем бою. Конечно, подобное испытание могло стоить жизни, но именно такая практика показывала молодым бойцам реальность, к которой они готовились. Наивысшего мастерства в военном деле достигали воины-одиночки. Этих людей по праву можно назвать истинными богатырями. Нередко им приходилось сражаться с десятком или даже сотней противников. До нашего времени сохранилось немало преданий о таких героях. Один из них – Демьян Куденевич.
Как отмечают былины, он не считал нужным тратить время на облачение в кольчугу, а потому бросался в бой в простой рубахе и без щита – для «обоюдорукого» воина гораздо полезнее были меч или палица во второй руке. Многие воины, в одиночку выходящие против целого отряда врагов, умело использовали особенности местности, превосходно маскируясь в лесах, которые знали с раннего детства.Образ древнерусского воина и поныне жив в легендах, сказаниях, былинах. Он стал вдохновляющим символом нашего народа, ведь воплощает в себе и отчаянное мужество, и силу, и вечную веру в победу. Закалённые телом и духом, воины прошлого заставляют задуматься нас о будущем.
Почему исчезли богатыри, которые почитались как в языческие, так и в христианские времена? Ответ на этот вопрос дают современные реалии. Увы, наше общество заражено пороками индустриального мира, однако, они – не приговор для народа, помнящего прошлое. Без сомнения, дух великих воинов, наших предков, жив в каждом из нас.
Не секрет, что на Руси каждый мужчина считался воином и защитником родного края перед лицом опасности. Но хочу заметить, что это вовсе не означало долгую службу в рядах дружины. В мирное время государству необходимы были ремесленники, крестьяне, путешественники. Несмотря на различия в роде деятельности, каждый древнерусский мальчик уже с детства осознавал, что при необходимости именно ему нужно будет закрыть собой семью и Родину. Как видите, в этом уже были заложены духовные аспекты воспитания воинов.
Конечно, были и те, кто посвящал свою жизнь воинскому искусству и службе родному государству. На протяжении долгих лет воины оттачивали своё мастерство, стремясь стать истинными богатырями, от одного имени которых враги начинали дрожать. Часто на Руси возникали целые воинские династии, ведь воины пользовались всеобщим уважением и даже освобождались от полевых работ. Первый этап становления мальчика как будущего воина приходился на 2-3 года. Да, именно в таком нежном возрасте малыша сажали на коня, а верховую езду он в совершенстве осваивал к своему пятилетию. Неужели каждому ребёнку было это по силам?
Наверное, это непривычно для нашего времени, но на Руси такая практика была обычным делом, как, например, обучение ребёнка говорить или ходить. Физические показатели наших предков были значительно выше наших, они не знали вредных привычек, а медицина древности была бессильна в спасении слабых детей, которые часто умирали ещё в младенчестве. Большую роль играло и мужское воспитание. Нет, я имею в виду не отцовскую заботу, а специально приглашённых «дядек», которые часто являлись старыми воинами, превосходно освоившие своё искусство. Именно они закладывали основы мировосприятия в своих воспитанниках, укрепляя их и физически, и духовно.
За время отрочества будущему воину предстояло научиться справляться со своими эмоциями, уметь обращаться с разным оружием. Наставники нередко устраивали проверки или испытания подросткам, однако, настоящим посвящением в воина являлось поистине кошмарное задание.
В лесных районах Руси был известен древний обычай. Когда юноша достигал успехов в своём мастерстве, он должен был закрепить учебные победы своим первым сражением. Молодой воин отправлялся в лес, откуда должен был принести шкуру медведя, убитого им. Огромный зверь с клыками и устрашающими когтями не должен был испугать будущего защитника своей земли, ведь орды захватчиков ещё страшнее, чем лесной зверь.
Если юноше удавалось одолеть медведя, в знак своей победы он вешал на шею «бусы» из его когтей. Древние славяне верили, что в минуту своей победы человек берёт от медведя силу и мужество, становится «оборотнем», а значит, будет неуязвим для вражески стрел и копий.
Кстати, в «Слове о полку Игореве» подобная характеристика даётся полоцкому князю Всеславу Брячиславичу, которого считали не только прекрасным воином, но и чародеем. Были ли специальные военные школы в то время? Нет, подобных заведений на Руси не было, однако это не мешало воспитывать настоящих богатырей. В чём же секрет?
На мой взгляд, успех обучения молодёжи крылся в индивидуальном подходе мастера к каждому из своих учеников. Русь почти всё время вела противостояние с захватчиками, а значит, юноши могли в любой момент испробовать себя в настоящем бою. Конечно, подобное испытание могло стоить жизни, но именно такая практика показывала молодым бойцам реальность, к которой они готовились. Наивысшего мастерства в военном деле достигали воины-одиночки. Этих людей по праву можно назвать истинными богатырями. Нередко им приходилось сражаться с десятком или даже сотней противников. До нашего времени сохранилось немало преданий о таких героях. Один из них – Демьян Куденевич.
Как отмечают былины, он не считал нужным тратить время на облачение в кольчугу, а потому бросался в бой в простой рубахе и без щита – для «обоюдорукого» воина гораздо полезнее были меч или палица во второй руке. Многие воины, в одиночку выходящие против целого отряда врагов, умело использовали особенности местности, превосходно маскируясь в лесах, которые знали с раннего детства.Образ древнерусского воина и поныне жив в легендах, сказаниях, былинах. Он стал вдохновляющим символом нашего народа, ведь воплощает в себе и отчаянное мужество, и силу, и вечную веру в победу. Закалённые телом и духом, воины прошлого заставляют задуматься нас о будущем.
Почему исчезли богатыри, которые почитались как в языческие, так и в христианские времена? Ответ на этот вопрос дают современные реалии. Увы, наше общество заражено пороками индустриального мира, однако, они – не приговор для народа, помнящего прошлое. Без сомнения, дух великих воинов, наших предков, жив в каждом из нас.